Мушин
школа айкидо в Ульяновске
Адрес нашей школы: Городская усадьба, д. 66
Добраться до нас: на машине , общ. транспорте
Контактный телефон: (9510) 97-05-97


Статьи об Айкидо


1. Психо-физические аспекты айкидо (Матвеев В.А.)

2. Статья о дыхании написанная Коичи Тохеем, известнейшим мастером айкидо, учеником Морихея Уэсибы.

3. Притча о котах и Сокэн–сэнсэе

В начале XIX века в Японии жил знаменитый мастер кэндо по имени Сокэн. Однажды в его доме завелась большая крыса, которая постоянно шумела по ночам и мешала ему спать. Сокэн обратился к своему знакомому, разводившему и дрессировавшему кошек, попросив на время его лучшего кота–крысолова. Тот одолжил ему очень сильного кота, быстрого и опытного в искусстве ловли крыс. Но, когда кот встретился с этой крысой, ему пришлось сразу же бежать, задрав хвост. Очевидно, было в этой крысе что–то очень необычное.

Тогда Сокэн взял другого кота: рыжего, обладавшего мощным ки и агрессивным характером. Этот кот вступил в бой с крысой, но потерпел поражение и бежал. Третий, черно–белый кот, хотя и был прекрасно подготовлен, также не смог ничего сделать с крысой.

Сокэн взял четвертого кота: черного, старого и неглупого, хотя и не такого сильного, как трое других. Когда кот зашел в комнату, крыса некоторое время смотрела на него, а затем двинулась вперед. Но черный кот продолжал сидеть очень сосредоточенно и абсолютно неподвижно. Тень сомнения мелькнула в глазах крысы, но она продолжала потихоньку подходить. Внезапно кот кинулся, схватил ее за шею и убил.

Тогда Сокэн отнес его назад и обратился к дрессировщику кошек: «Я много раз пытался достать эту крысу своим деревянным мечом, но безуспешно. Более того, ей даже удавалось царапать меня. Как же так получилось, что твой черный кот смог мгновенно одолеть ее?» Дрессировщик ответил: «Почему бы нам не созвать совещание и не спросить самих котов? Ты – мастер кэндо, и я уверен, что они тоже неплохо разбираются в воинских искусствах».

Было созвано собрание котов, председательствовал на котором тот самый черный кот, который был самым старым из всех. Вначале он дал слово первому коту. Тот сказал: «Я действительно очень силен; я знаю сотни различных приемов борьбы с крысами. У меня острые клыки и крепкие мышцы. Но это была необычная крыса». «Получается, что твоя техника и сила уступали крысе», – ответил черный кот. – «Может быть у тебя и много мускулов, и ты владеешь многими ваза, но одной лишь техники явно недостаточно».

Следующим выступал рыжий кот: «Я необычайно силен. Я всегда упражняюсь в выведении своего ки и практикую дыхание в дзадзэн. Я ем только овощи и рисовый суп и поэтому во мне столько энергии. Но я также не смог одолеть эту крысу. Почему?»

Черный кот ответил: «Твоя энергия действительно велика, но эта крыса была выше твоей энергии, поэтому ты оказался слабее ее. Если ты привязываешься к своему ки, гордишься им, оно становится вялым Твое ки подобно внезапной волне, которая быстро спадает и все, что остается, это разъяренный кот. Твое ки можно сравнить с водой, текущей из крана, но энергия крысы была подобна большому фонтану. Так что, даже если у тебя сильное ки, на самом деле оно слабо. Потому что ты чрезмерно самоуверен».

Следующей наступила очередь черно–белого кота. Он был не очень силен физически, но он был умен. Он уже достиг сатори, оставил практику ваза и посвящал все свое время дзадзэн. Но он не был мусетоку (т.е. без какой либо цели, или желания выгоды), поэтому ему и пришлось спасать свою жизнь.

Черный кот сказал ему: «Ты очень умен и силен. Но ты не смог победить крысу, потому что твое сознание было связано целью, и в результате интуиция крысы оказалась сильнее твоей. В то самое мгновение, как ты зашел в комнату, она поняла твое состояние духа. Ты не смог гармонизировать свою силу, технику и сознание; они были разделены, вместо того, чтобы быть одним целым.

Что касается меня, то я в одно мгновение бессознательно, естественно и автоматически объединил все три составляющие и поэтому мне удалось убить крысу.

Но я знаю одного кота, в деревне неподалеку, который сильнее меня. Он уже очень, очень старый и у него совсем седые усы. Однажды я встретил его и могу сказать, что в нем не было видно совершенно ничего похожего на силу! Он спит весь день. Он не ест ни мяса ни рыбы, только рисовый суп, хотя иногда позволяет себе глоток сакэ. И ему никогда не приходится ловить крыс, потому что они до смерти боятся его и разбегаются во все стороны. Они держатся от него на таком расстоянии, что у него не было случая поймать хоть одну крысу. Однажды он зашел в дом, полный крыс, но они в то же мгновение бежали и перебрались в другие дома. Этот старый седобородый кот действительно таинственен и впечатляет воображение. Вы должны стараться быть подобны ему: вне формы, вне дыхания, вне сознания».

Для Сокэна, мастера кэндо, это был великий урок.


4. МУСУБИ (из книги «айкидо и гармония в природе», Мицуги Саотоме, 8-й дан айкидо айкикай, ученик Основателя)

Айкидо — это постижение мудрости. Если Вы не контролируете себя и  не доверяете себе, если не можете четко видеть себя, Вы никогда не узнаете окружающих, не сможете доверять им, и, разумеется, будете неспособны контролировать их. Задача тренировок Айкидо не в  формировании агрессивных бойцов, но в развитии мудрости и самоконтроля. Занимаясь Айкидо, Вы должны стремиться усовершенствовать себя, а не соревноваться с другими.

Ключ к  этому процессу и  основа Айкидо — это мусуби. Это слово в вольном переводе значит «единство», или «гармоничное взаимодействие». Практически, мусуби означает слияние, физическое и духовное, с движением и энергией партнера. Мусуби  — основа правильного общения. В любых отношениях между людьми присутствует общение, независимо от того желаемо оно или нет. От  людей, взаимодействующих друг с  другом, зависит будет  ли общение продуктивным или бесполезным, дружественным или враждебным, истинным или лживым.

Мусуби в  чистом виде может означать способность к контролю и влиянию на результат взаимодействия, к переводу враждебного подхода в  здоровое общение или атаки в рукопожатие. Мусуби — это одновременно метод и цель обучения. Мусуби, в своем абсолютном смысле, определяет постижение восприятия всеобщей гармонии и, применительно к технике, способность контролировать столкновения и приводить их к  хорошему исходу. Но  можно  ли достичь такой способности за счет принудительного обучения, связанного с  запугиванием и  силовым давлением? Нет. Мусуби следует учить и обучаться в соответствии с его принципами, при этом сознание занимающегося Айкидо должно развиваться параллельно с  совершенствованием его физических движений. Мусуби следует учить на основе хороших взаимоотношений и  решительного, но мягкого руководства.

Обучение отвечать на атаку с использованием Мусуби — сложный и длительный процесс. Нельзя ударить новичка, приказав ему: «Не сопротивляйся, уклоняйся от удара!» Новичок не уклонится от удара, но отреагирует на него со страхом и  агрессией  — естественными инстинктивными реакциями. Новичок будет стараться защититься за счет сопротивления или нанесения повреждений нападающему.

Цель Айкидо  — успокаивать и  контролировать эти животные инстинкты, а не стимулировать их. Именно поэтому, при обучении начинающих мы используем в  основном атаки в форме различных захватов.

Начинающий ученик не готов к условиям реальной атаки — например, ударам руками и  ногами  — у  него нет ни должного умственного спокойствия, ни правильных физических движений. Захваты дают новичку возможность изучить технику, не боясь за свою физическую безопасность в  процессе выработки правильной реакции. Вместо вовлечения в  борьбу и  соревнование ученики совершенствуют одновременно сознание и  движения тела. Ученик учится контролировать партнера и  взаимодействовать с  ним. Преимущество захватов состоит в  наличии физического контакта между партнерами, за счет которого они оба лучше понимают механизм и принцип движения. При отсутствии физического контакта начинающим ученикам будет сложно понять механизм движения.

Занятия для начинающих обычно начинаются со статических захватов, которые способствует выработке правильной стойки, движения ног и положения корпуса. Далее ученики могут перейти к изучению динамических захватов, которые дают возможность развить чувства дистанции и  времени реагирования и  почувствовать пространственную связь между собой и партнером. Ученики могут постепенно учиться реагировать на атаки разного типа, разной силы, разной скорости и разного направления. Они могут начать укреплять уверенность в своих способностях взаимодействовать с партнерами, развивать свое интуитивное восприятие движений и намерений партнеров.

Взаимодействие очень важно для занятий Айкидо. Почти все технические элементы отрабатываются с  партнером, и взаимоотношения партнеров должны быть основаны на мусуби. Ответственности за это разделяют оба — и наге и уке. В  процессе тренировок наге должен развивать умение войти в  атакующее движение, а не бороться с атакой, уке должен научится атаковать так, чтобы создать правильные условия для выполнения отрабатываемой техники.

В качестве простого примера рассмотрим случай, когда учитель показал технику, включающую бросок вперед. В этом случае движение уке должно быть направлено вперед. Если же уке будет тянуть назад, мешая действиям наге, то тренировка превратится в силовую борьбу, и ни один ученик в таких условиях не поймет и  не почувствует правильный путь выполнения техники. Ученики, достигшие высокого уровня подготовки, могут, показывая свободную технику, с  выгодой для себя использовать неожиданные атаки и движения, направленные на противодействие. Однако, перед этим должны пройти годы изучения базовой техники и овладения знанием условий, соответствующих определенным выполняемым движениям.

Изучение Айкидо  — это постижение мудрости, а  мудрость основана на системном мышлении. Системное мышление, к сожалению, встречается значительно реже, чем может казаться. В этом мире оно в  целом утеряно или непостижимо. Освоение мусуби и базовых принципов Айкидо основано на развитии системного мышления. Подтверждение этому дает анализ основных базовых защитных движений — ирими и тенкан. Эти два движения могут рассматриваться как единое движение иримитенкан, подобно неразрывной системе ин и янь.

В повседневной жизни люди, не думая, используют и движение ирими, и движение тенкан. Представьте себе, что Вы двигаетесь в толпе по улице с интенсивным потоком машин, и вдруг замечаете, что некто двигается точно Вам навстречу. Станете  ли Вы, расталкивая идущих сзади людей, двигаться назад, чтобы освободить дорогу? Нет, Вы продолжите движение вперед, и скорее всего слегка развернетесь, пропуская его. Это пример движения ирими. Теперь представьте себе, что кто-то толкает Вас, проходя мимо. Будете ли Вы хвататься за него, чтобы сохранить равновесие? Нет, чтобы удержать равновесие Вы можете просто повернуться, а  затем продолжать свой путь. Это тенкан. Оба движения — это простые и естественные проявления системного мышления. Они доступны каждому, и их величайшая простота и универсальность подчеркивает их истинность.

Тем не менее, человек, не знакомый с  Айкидо, заметив кого-то, приближающегося с намерением напасть автоматически будет вести себя так, как сам считал бы глупым в случае движения в уличной толпе — попробует двигаться назад. Если человека толкают с  враждебными намерениями, он или застывает на месте, или вцепляется в нападающего, чтобы сохранить равновесие. То есть, человек утрачивает системное мышление и способность реагировать естественно. В уличной толпе человек проявляет понимание мусуби; в  случае  же опасности сознание опускается до уровня страха и агрессивности, а тело теряет способность решительно и эффективно реагировать.

В процессе тренировок по Айкидо, основанных на постепенном развитии взаимодействия, осваивается использование принципа мусуби в условиях возрастающей степени сложности. Ваше сознание развивается так, чтобы можно было сохранять спокойствие и чистоту восприятия так, чтобы страх, злость или недостаток уверенности не мешали движениям Вашего тела. Ваше тело развивается, становясь чувствительным и  гибким; постоянные тренировки дают навыки правильных движений. Таким образом, Ваше тело становится отражением и  физическим выражением сознания. Когда тело и сознание работают вместе, опять-таки в соответствии с принципом мусуби, это дает Вам возможность простого и  эффективного и чувствительного реагирования в условиях давления, не позволяя Вам попасть под власть неблагоприятного окружения.

Можно видеть как те, кто достиг высокого уровня в Айкидо, очень жестко нападают и бросают друг друга. Но такого уровня они достигли в  процессе планомерной подготовки, развивающей параллельно тело и  сознание. Поэтому жесткие атаки отражают потребность, а  не проявление агрессии. Удары руками и ногами в процессе тренировки служат не для поражения противника, но для развития силы, равновесия, интуиции и умственной устойчивости — как у Вас, так и у партнера. Ваша работа с партнерами основана не на противостоянии, страхе и  соревновании, а на концентрации, искренности и чувстве радости.

Пожалуйста, вспомните примеры автоматического появления движений ирими и  тенкан в  системе Ваших реакций на события повседневной жизни. Другая важная черта мусуби отражает Ваше восприятие ситуации в  уличной толпе. Встречаясь с  движущимся навстречу пешеходом, Вы своим движением будете отражать его движение и  его восприятие, не противодействуя им. В  Вашем взаимодействии с  другим пешеходом проявляется непрерывный поток энергии, восприятие и передача силы и направления. В этом состоит второй, возможно, наиболее важный элемент мусуби — постижение формирования и использования об единенной энергии.

Именно поэтому, как говорил О сенсей, кокюхо танден хо остается фундаментальным упражнением для развития мусуби. Кокюхо танден хо (одно из базовых действий) — это не техника борьбы, а  путь к  достижению физического единства движений.

В этом упражнении партнеры сидят друг против друга в  сейдза, уке (атакующий, а точнее дающий силу) держит наге (защищающегося, а точнее принимающего и перенаправляющего силу), а наге за счет единого движения всего своего корпуса старается вывести уке из равновесия. Цель кокюхо танден хо состоит в использовании принципа кругового потока энергии. Когда уке крепко держит запястья наге, наге принимает энергию уке, возвращая ее через его центр. Все части тела наге совершают единое движение. В момент захвата уке руки наге должны быть вытянуты, подобно веревкам, которые можно свернуть и снова распрямить. В момент захвата наге должен делать вдох, а  при возврате силы уке  — выдох. Его сознание должно оставаться гибким и восприимчивым.

Кокюхо танден хо — это не соревновательное упражнение, не силовая работа. Сопротивление уке достаточно для правильного движения наге, но не настолько велико, чтобы выполнение техники стало невозможным. Наге не бросает уке в результате борьбы с ним, но использует это упражнение для развития равновесия, дыхания и выработки единства физической и умственной энергии. Однако, по мере того, как Ваш уровень подготовки будет возрастать, вы научитесь выгодно использовать физическую силу партнера. Кокюхо танден хо основано на принципе мусуби, т.е. получения и возвращения энергии, поэтому энергия уке и  наге складывается. Наге одновременно использует собственную силу и силу уке. Чем большую силу использует уке для сопротивления, тем больше суммарной силы появляется у  наге. В этом круговороте энергии состоит сущность мусуби.

Вы должны применять принцип мусуби, осваиваемый в процессе отработки кокюхо танден хо к Вашей технике Айкидо в целом. Именно мусуби даст Вам возможность достичь такого уровня, когда выполнение техники не зависит от физической силы. Если Вы не улавливаете принцип мусуби и  не можете использовать его на практике, Ваша работа всегда будет определяться силой партнеров при постоянной опасности опуститься до силовой борьбы.

О-Сенсей снова и снова повторял своим ученикам, что природа и Айкидо имеют одни и те же управляющие принципы. Лодка движется силой воздуха, но не против ветра. Она должна использовать силу ветра с выгодой для себя. Вы можете успешно вести маленькую лодку в бурном море, но только в  том случае, если знаете, как использовать волны. Аналогично, в  Айкидо ученик старается научиться превращать получаемую силу в собственную энергию, а не бороться с ней. В этом заключается мудрость и реальность мусуби.

В процессе тренировок Ваша возможность использовать принцип мусуби должна возрастать. Для того, чтобы почувствовать связь с партнером, новичку нужен физический контакт. Чем выше уровень подготовки, тем меньшая степень физического контакта требуется для поддерживания этой связи. Некоторые формы техники становится возможным выполнять без физического контакта вообще. Ежедневные тренировки улучшают Ваши возможности общения не только с партнерами, но и со всеми людьми, за счет развития восприятия, интуиции и чувствительности. Вне тренировок, в жизни у Вас может быть значительно меньше возможностей физического контакта с окружающими, но полученные Вами знания могут и  должны использоваться для улучшения Ваших взаимоотношений с людьми и человечеством в  целом. Процесс Вашего прозрения и  развития сознания никогда не должен прерываться.

Наконец, помните, что для практического применения мусуби необходимо взаимное доверие партнеров. Без доверия Вы не сможете заниматься Айкидо. Буджитсу (единоборства) старого стиля позволяло получить сильных бойцов, но не всегда приводило к просветлению сознания. Чаще, из-за того, при изучении буджитсу конкуренция и борьбы были существенными элементами, развивалось нарушенное параноидное сознание, которому соответствовало умственное состояние уличного драчуна. Напротив, цель Айкидо состоит в повышении духовного уровня и духовном очищении, в том, чтобы получить силу за счет мудрости, а не жестокости.

Именно поэтому для Айкидо столь важен именно процесс тренировок. В  процессе постепенного развития способностей ученика выполнять более серьезные требования содержание тренировки меняется. Сильные удары и  жесткие броски перестают вызывать страх, оставаясь средством дальнейшего развития возможностей того, кто изучает Айкидо.

Разница в условиях тренировок буджитсу и Айкидо подобна различию пожара и огня в печи. Первый разрушает, пугает и  убивает, второй, при такой  же температуре и интенсивности улучшает структуру металла, придает ему форму и  превращает в  красивую вещь. Те, кто занимается Айкидо, должны всегда помнить, что цель их занятий состоит в их собственном развитии и усовершенствовании, а  не в подавлении своих партнеров для самоутверждения за счет них.

Именно эти качества доверие, способность к взаимодействию, открытость ума и  великодушие, проявляясь в  процессе занятий Айкидо, дают ученикам возможность преодолеть страх, ограничивающий их общение с окружающими, и развить уверенность в себе. На основе этого могут строится гармоничные отношения с окружающими как проявление мусуби. Айкидо без мусуби — это не Айкидо, а просто еще один вид борьбы.





Другую рекомендованную нами к прочтению литературу по айкидо Вы можете скачать из следующего раздела нашего сайта